Управление образования Лидского
районного исполнительного комитета

Новости управления

Семинар-тренинг «Развитие лидерских навыков и продвижение молодежных инициатив в медиасреде»

Опубликовано: 4 часа назад

Подробнее...

Итоги районного этапа олимпиады по финансовой грамотности

Опубликовано: 4 часа назад

Подробнее...

Хрустальная Альфа – 2020

Опубликовано: 23 октября 2020

20 исследовательских работ учащихся Лидского района допущены к участию в областной конференции исследовательских работ «Хрустальная Альфа»

Подробнее...

На крыльях к маме

Опубликовано: 20 октября 2020

Подробнее...

Почётное звание - МАМА

Опубликовано: 20 октября 2020

Подробнее...

Соревнования по подвижным играм «Весёлые старты!»

Опубликовано: 19 октября 2020

Подробнее...

Практикум для учителей-дефектологов

Опубликовано: 16 октября 2020

Прошёл практикум для учителей-дефектологов, работающих с детьми с аутистическими нарушениями

Подробнее...

Конкурс кабинетов истории и обществоведения

Опубликовано: 16 октября 2020

Подведены итоги районного конкурса кабинетов истории и обществоведения учреждений общего среднего образования

Подробнее...

Решение сложных жизненных ситуаций

Опубликовано: 12 октября 2020

Состоялся круглый стол для специалистов социально-педагогических и психологических служб, классных руководителей учреждений образования

Подробнее...

Международный день детского церебрального паралича

Опубликовано: 07 октября 2020

Подробнее...

Необыкновенные родители для необыкновенных детей

В Конвенции о правах ребёнка сказано «…ребёнку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания». Пусть даже это и не родная семья, но семья, любящая его. Проблема защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сегодня не только не утратила своей актуальности, но и приобрела особую остроту. По рассказам старых людей, раньше не существовало проблемы сиротской категории детей. Если в семье погибали родители, детей забирали родственники. Считалось, что эти дети принесут в семью благо. Если в молодой семье не было дано детей, они брали ребенка из многодетной семьи, и вскоре у них появлялись свои дети. Это было очень мудрое время. Поэтому и не было проблемы бродяжничества, наркомании, пьянства. Дети были окружены заботой, семьи были большие, с малолетства учились трудиться и ценить труд.

Любой ребенок имеет потребность в семье. К сожалению, не все дети могут эту потребность удовлетворить, так как находятся в социальных учреждениях для размещения детей, оставшихся без попечения родителей. Наше государство обеспечивает социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды.

В настоящее время в нашей стране существуют такие формы семейного устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как усыновление, опека (попечительство), приёмная семья, детский дом семейного типа.

В Лидском районе осуществляется комплекс мер по жизнеустройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дети, получившие статус, устроены на воспитание в опекунские, приемные семьи, детские дома семейного типа.

Приоритетной формой устройства осиротевших детей является усыновление – принятие ребенка в семью на правах кровного, но, к сожалению, она пока по ряду причин не стала массовой.

Хочется заострить внимание на такой форме воспитания детей-сирот и детей, получивших статус, как приемная семья.

На 1 марта 2018 года в Лидском районе функционируют 2 детских дома семейного типа, в котором воспитывается 23 ребенка, оставшихся без попечения родителей; 30 приёмных семей, в которых воспитываются 58 детей.

Основным принципом при создании замещающей семьи является «семья для ребенка», а не «ребенок для семьи». Поэтому, специалистами Государственного учреждения «Лидский районный учебно- методический кабинет», Государственного учреждения образования «Лидский районный социально-педагогический центр», отделом образования, спорта и туризма  при подборе семьи учитываются опыт воспитания ими своих биологических детей, психологическая готовность воспитывать ребенка-инвалида или ребенка с особенностями психофизического развития и преодоление связанных с этим трудностей. Соблюдение принципов постоянства территории и неразъединение родных братьев и сестер.

Приемная семья - это семья, где граждане выполняют обязанности по воспитанию детей на основании договора о передаче детей на воспитание в приемную семью, заключенного между отделом образования и приемными родителями. Лиц, создавших приемную семью, называют приемными родителями. Они являются работниками отдела образования, спорта и туризма и получают, помимо пособия на ребенка, заработную плату. Им идет общий трудовой стаж. Поскольку приемные родители являются работниками отдела образования, спорта и туризма, то они должны участвовать в работе методических объединений, обязаны повышать квалификацию на курсах, которые организует Гродненский областной институт развития образования.  

При подборе детей приемные родители получают полную информацию об особенностях психоэмоционального и физического развития каждого ребенка и рекомендации специалистов по оказанию необходимой помощи. Специалистами изучаются потребности каждого несовершеннолетнего. На основании полученных данных разрабатывается план развития приемной семьи, где определены основные направления совместной деятельности: социальная помощь, правовая и педагогическая помощь, повышение профессиональной компетентности приемных родителей, информационно-профилактическая работа, анализ выполнения программы сопровождения приёмной семьи.

Подготовка кандидатов в приемные родители осуществляется по  специальному курсу программы «Профессиональная подготовка приемных родителей и родителей-воспитателей»  на базе ГУО «Лидский районный социально-педагогический центр». Программа профессиональной подготовки приемных родителей, родителей-воспитателей содержит три уровня: базовый, адресный, уровень повышения квалификации.

Базовый уровень предусматривает работу с кандидатами в приемные родители, родители-воспитатели, желающими создать профессиональную замещающую семью.  Программа подготовки замещающих родителей состоит из 13 занятий и основывается на максимальном использовании активных форм работы (лекционно-практический курс, тренинги). Подготовку осуществляют педагог-психолог и социальный педагог социально-педагогического центра.

Адресный уровень предусматривает работу методических объединений с приемными родителями (1 раз в квартал), деятельность семинара для замещающих семей школа замещающего родителя (заседания проводятся ежемесячно), проведение индивидуальных и групповых консультаций (в 2017 году специалистами социально-педагогического центра проведено 35 индивидуальных консультаций для замещающих родителей и 11 групповых).

Ведется постоянное повышение уровня методической подготовленности приемных родителей и родителей-воспитателей к организации и проведению образовательной работы с детьми сиротской категории. На методических формированиях используются следующие формы и методы работы: педагогические ярмарки, дискуссии, анкетирования, консультации, обмен опытом, обмен мнениями, проигрывание семейных ситуаций, круглые столы и др.

Повышение квалификации приёмных родителей, родителей-воспитателей осуществляется на базе ГУО «Гродненский государственный областной институт развития образования» (1 раз в 3 года). Так, в связи с планом повышения квалификации работников системы образования, в январе 2017 года прошли обучение и повысили свой профессиональный уровень 3 приемных родителя Лидского района по теме «Личностно ориентированный подход как основа взаимодействия с ребенком в замещающей семье: модель ПРАЙД». Замещающие родители приняли участие в e-mail-конференции на тему «Замещающая семья: опыт и проблемные вопросы функционирования» (январь 2017 года), «Социализация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей: проблемы и пути решения» (февраль 2018 года).

Отделом образования, спорта и туризма и методистом Государственного учреждения «Лидский районный учебно-методический кабинет» осуществляется комплекс мероприятий, направленных на совершенствование работы замещающих родителей. Для них организуются совещания, семинары с привлечением специалистов других ведомств: нарколога, гинеколога, инспектора ИДН РОВД, инспектора РОЧС, юриста отдела образования, спорта и туризма.

Обеспечение качества воспитания детей напрямую зависит от уровня подготовки приемных родителей и родителей-воспитателей. Для того чтобы учить, воспитывать других, нужно знать больше, чем все остальные. Замещающие родители должны владеть знаниями, иметь общий высокий уровень культуры, обладать эрудицией, поэтому приемные родители и родители-воспитатели отдела образования, спорта и туризма изучают материал по самообразованию и саморазвитию. Для замещающих родителей разработан план по самообразованию с подбором соответствующих тем. Выбор предложенных тем был определен не случайно, многие замещающие родители испытывают трудности в воспитании детей с особенностями психофизического развития, детей с девиантным поведением. Участвуют в тематических интернет-сообществах (имеют созданные электронные адреса, что дает возможность обмениваться информацией, получать методические рассылки Национального центра усыновления, знакомиться с новинками социально-психолого-педагогической литературы).  

Опыт воспитания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях Лидчан освещен на страницах районной газеты «Лидская газета» (№ 10 октябрь 2017 статья «Мама Ирина Шульга и её семья» и № 2 февраль 2017 статья «Счастливы вместе, или о том, чем живет приемная семья»).

В качестве примера хочется рассказать о работе родителя-воспитателя детского дома семейного типа Гурчин Дануты Станиславовны.

Детский дом семейного типа Гурчин Д.С. функционирует с 2010 года. На сегодняшний день на воспитании находятся 12 приёмных детей, 6 воспитанников являются биологическими сиротами. У каждого ребенка за спиной пусть не большая, но своя жизненная история, иногда не по-детски сложная. С первого дня создания детского дома семейного типа дети называют Дануту Станиславовну мамой. Она является постоянным участником семинара школы замещающего родителя,  совещаний, принимает активное участие в работе районного методического объединения замещающих родителей. Неоднократно награждалась благодарственными письмами за достойное воспитание и содержание воспитанников.

Выйдя из стен детского дома семейного типа, дети не остаются один на один со своими проблемами. Данута Станиславовна постоянно поддерживает с ними связь, оказывает помощь. Для ребят же и по достижении совершеннолетия по-прежнему важными  остаются советы их мамы.

В детском доме семейного типа есть свои традиции, отмечаются праздники, на которые за общим столом собирается вся семья. Ежедневно на семейных советах обсуждаются вопросы, связанные с жизнедеятельностью детского дома семейного типа (новости за день, достижения, проблемы, учёба, семейный бюджет и т.д.), что сплачивает членов семьи.

Данута Станиславовна понимает важность общения детей с биологическими родителями, другими родственниками и по возможности поддерживает с ними контакт и обеспечивает общение.

Сохранению и восстановлению идентичности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствует создание «Книги жизни» несовершеннолетних. В детском доме семейного типа ведение «Книги жизни» является неотъемлемой частью в развитии и воспитании детей.

Вы чувствуете в себе силы и потребность отдать частицу своего сердца ребенку, подарить любовь своей семьи? Обращайтесь в отдел образования, спорта и туризма Лидского райисполкома (каб. 59, тел: 529776, методист Кроткова Ольга Мечиславовна)

Профессия приемного родителя, родителя воспитателя – это:

официальная работа на дому (основная или по совместительству);

трудовой стаж;

зарплата педагога 2 категории;

отпуск 56 дней;

курсовая подготовка;

постоянная поддержка специалистов.

ЕСЛИ ВЫ:

самостоятельные и сознательные люди;

успешные родители, ваши дети подросли и вы знаете, что дети могут не только радовать, но и огорчать;

не боитесь трудностей в воспитании детей, так как убеждены в том, что воспитание – это нелегкая работа;

умеете учиться;

настроены на саморазвитие и самообразование;

полны сил — ТОГДА ЭТИ ПРОФЕССИИ ДЛЯ ВАС!